I. Общие положения

Приоритетная задача Российской Федерации - формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям
XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирномусозиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачиявляется воспитание детей.
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «...Формирование гармоничной личности,воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в которомсочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническаяидентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) призвана определить комплекс действий, адекватныхдинамике социальных, экономических и политических изменений в жизни страны,учитывающих особенности и потребности современных детей, социальные ипсихологические реалии их развития.
Конституция Российской Федерации провозглашает права и свободычеловека, гражданский мир и согласие, исходя из общепризнанных принципов
равноправия и самоопределения народов, уважения к памяти предков, передавшихлюбовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость новымпоколениям.
Стратегия, опираясь на Конституцию Российской Федерации, учитывает нормы Конвенции ООН о правах ребенка, международно-правовые нормы об
основополагающих правах родителей.
Стратегия направлена на реализацию Указов Президента Российской Федерации, Федеральных законов Российской Федерации, в том числе
Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», а также постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением,но осуществляемой и как самостоятельная деятельность, направленная на развитиеличности, создание условий для самоопределения и социализации детей на основесоциокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществеправил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Воспитанию уделяется большое внимание в принятых «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до
2025 года» и «Концепции развития дополнительного образования детей».
Положения Стратегии взаимосвязаны с основными направлениями «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и
предусматривают соответствие процесса развития личности детей национальномувоспитательному идеалу, признание и поддержку определяющей роли семьи ввоспитании детей.
В условиях цивилизационных вызовов Стратегия направлена на усиление единения российского общества, переосмысление таких ценностей, как
гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция.
Стратегия призвана консолидировать усилия государства и общества, направленные на решение задач формирования российской идентичности
подрастающего поколения. Стратегия утверждает главенство семьи в вопросах воспитания как деятельности направленной на изменение связей ребёнка с миром,с людьми, формирующей активную позицию личности. Стратегия закладываетосновы системы противодействия националистическим, экстремистским вызовам ирискам современного детства.
Стратегия ориентирована на качественно новый общественный статус социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на
основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, предусматривающих культурно-исторический
системно-деятельностный подход к социальной ситуации развития личностного
потенциала детей и подростков.
Реализация Стратегии предполагает качественные изменения в отечественной
системе воспитания, направленные на эффективное обеспечение таких личностныхрезультатов развития детей, как их духовно-нравственные ценностно-смысловыеориентации, мотивация к непрерывному личностному росту, коммуникативные идругие социально значимые способности, умения и навыки, обеспечивающиесоциальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию вжизни, обществе и профессии.

II. Цель, задачи и основа Стратегии

Цель Стратегии:

Определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей, основные направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результатыреализации Стратегии, обеспечивающие становление российской гражданскойидентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешнуюсоциализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традициймногонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение.

Задачи Стратегии:

- создать условия для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи;
- обеспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их
социальной, коммуникативной и педагогической компетентности;
- повысить эффективность воспитательной деятельности в системе образования субъектов Российской Федерации;
- сформировать социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации детей и интегрирующую воспитательные возможности
образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, - экскурсионно-туристических и других организаций;
- обеспечить равный доступ к инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ограниченными
возможностями здоровья.

Приоритеты государственной политики в области воспитания:

- воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям;
- поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и
обучение детей перед всеми иными лицами;
- защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка;
- обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям;
- обеспечение условий для физического, психического, социального, духовно-нравственного развития детей, в том числе:

  • детей, находящихся в труднойжизненной ситуации (детей, оставшихся без попечения родителей;
  • детей сограниченными возможностями здоровья;
  • детей - жертв вооруженных имежнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф,стихийных бедствий; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
  • детей, оказавшихся в экстремальных условиях;
  • детей, отбывающие наказание ввиде лишения свободы в воспитательных колониях и др.)

- формирование позиции личности по отношению к окружающей действительности;
- воспитание языковой культуры детей;
- развитие сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных и иных
общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес - сообществ) в совершенствовании содержания и условий воспитания
подрастающего поколения граждан Российской Федерации.

III. Основные направления развития воспитания

1. Развитие социальных институтов воспитания

Поддержка семейного воспитания:

- содействие укреплению семьи и защита приоритетного права родителей на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;
- повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности;
- сохранение, укрепление и развитие культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей, с учетом ролитрадиционных религий России;
- популяризация лучшего педагогического опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;
- содействие укреплению связей между поколениями, родственных связей, возрождению традиционной значимости больших многопоколенных семей;
- создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательных и других организаций, работающих с детьми, а
также в управлении ими;
- содействие повышению педагогической культуры родителей с участием образовательных и общественных организаций;
- расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время;
- поддержка семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и
возрождению традиционных семейных и нравственных ценностей, культуры семейной жизни, усилению роли отца в семейном воспитании;
- создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным
вопросам семейного воспитания.

Развитие воспитания в системе образования:

- обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих
эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;
- содействие разработке и реализации образовательных программ, включению в образовательные программы элементов, направленных на повышение уважения детей к семье и родителям, старшим поколениям, подготовку личности к браку исемейной жизни на основе традиционных семейных и нравственных ценностей;
- полноценное использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ;
- расширение вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка, с учётом его потребностей, интересов и способностей;
- совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей; развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную,
трудовую, общественно-полезную, художественную, физкультурно-спортивную,игровую деятельности на основе использования потенциала системыдополнительного образования;
- развитие у подрастающего поколения интереса к чтению;
- создание условий для повышения у детей уровня владения русским и родным языками и иными коммуникативными компетенциями;
- создание условий для психолого-педагогической поддержки воспитания в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей.

Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов:

- создание условий для позитивного развития детей в информационной среде (интернет, кино, телевидение, книги, СМИ, в том числе радио и телевидение);
- содействие популяризации традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей в информационном пространстве;
- применение разнообразных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию при предоставлении доступа к
интернет-ресурсам.

Поддержка общественных объединений в сфере воспитания:

- улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего,
профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей;
- поддержка родительских и иных общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных организациях;
- широкое привлечение детей к участию в деятельности социально-значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организациях и объединениях, волонтерском движении;
- расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.

2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достиженийнауки на основе отечественных традиций.

Гражданское и патриотическое воспитание:

- формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию;
- создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных,
духовных и нравственных ценностях российского общества, для увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои
конституционные права и обязанности;
- развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и
интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно-значимой деятельности;
- развитие программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического;
- разработка и реализация вариативных программ воспитания, способствующих правовой, социальной, культурной адаптации детей мигрантов;
- формирование мотивов, нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять экстремизму, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам, межэтнической имежконфессиональной нетерпимости, другим негативным социальным явлениям.

Духовно-нравственное развитие:

- воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям;
- развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки
заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности;
- формирование деятельностного позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, преодоление
психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями;
- расширение сотрудничества между государством, обществом, традиционными религиозными общинами и иными общественными организациями и институтамив сфере духовно-нравственного воспитания детей.

Приобщение детей к культурному наследию:

- создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
- увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным отечественным и мировым произведениям искусстваи литературы;
- поддержка мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризациютрадиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
- создание и поддержка производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на
нравственное и интеллектуальное развитие детей;
- совершенствование деятельности библиотек;
- создание условий для сохранения и поддержки этнических культурных традиций, народного творчества.

Физическое развитие и культура здоровья:

- формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
- создание равных условий для занятий физической культурой и спортом, для развивающего отдыха и оздоровления детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения
- эффективности ее использования;
- привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных привычек;
- формирование в детской среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие культуры здорового питания и
трезвости;
- распространение позитивных моделей участия в массовых общественно-спортивных мероприятиях.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:

- воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам;
- формирование у детей умений и навыков самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребности трудиться, добросовестного, ответственногои творческого отношения к разным видам трудовой деятельности;
- развитие умения работать совместно с другими, действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
- содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Экологическое воспитание:
- становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;
- формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.

IV. Механизмы реализации Стратегии

Правовые:

- развитие и совершенствование федеральной, региональной и муниципальной нормативной правовой базы в сфере воспитания детей в соответствии с
государственной политикой Российской Федерации в области воспитания;
- совершенствование законодательной защиты определяющей роли семьи, приоритетного права родителей на воспитание и обучение детей, защиту их прав иинтересов в системе воспитания.

Организационно-управленческие:

- разработка и реализация комплексных планов мер по реализации Стратегии на трёхлетние периоды;
- принятие субъектами Российской Федерации в рамках региональных программ комплексных планов развития воспитания в соответствии со Стратегией,совершенствование в субъектах Российской Федерации условий для обеспеченияэффективной воспитательной деятельности в образовательных и иныхорганизациях на основе современных механизмов управления;
- консолидация усилий воспитательных институтов на муниципальном и региональном уровнях;
- эффективная координация межведомственного взаимодействия в системе воспитания;
- сетевое взаимодействие общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей и иных организаций в сфере воспитания; укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций в воспитании детей;
- системное изучение и распространение лучшего педагогического опыта работы в области воспитания;
- создание системы показателей, критериев и индикаторов, определяющих эффективность воспитания в системе образования;
- организация мониторинга эффективности реализации Стратегии в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях.

Кадровые:

- дальнейшее повышение престижа профессий педагога, воспитателя; создание атмосферы уважения к педагогическому труду, разработка мер по его поддержке;
- развитие кадрового потенциала, в части воспитательной компетентности педагога, разработка и введение профессиональных стандартов специалиста в
области воспитания;
- содействие развитию педагогических компетенций у родителей;
модернизация системы педагогического образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов в сфере воспитания с целью
обеспечить соответствие содержания воспитательной деятельности вызовам современного общества.

Научно-методические:

- проведение научных исследований в области воспитания и социализации детей;
- развитие исследований в области семьи и семейного воспитания детей;
проведение прикладных исследований по изучению роли и места СМИ, Интернета в развитии личности ребёнка;
- разработка методического обеспечения реализации Стратегии.

Финансово-экономические:

- создание в субъектах и муниципалитетах Российской Федерации необходимых ресурсов для развития эффективной деятельности социальных
институтов воспитания;
- обеспечение многоканального финансирования системы воспитания из федерального, региональных и местных бюджетов, а также за счет механизмов
государственно-частного партнерства, привлеченных инвестиций, спонсорских средств;
- создание и продуктивное использование гибкой системы стимулирования субъектов воспитательного процесса.

Информационные:

- использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для обеспечениявзаимодействия всех субъектов системы воспитания;
развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций в интересах ребенка, дистанционных форм воспитания детей с ограниченными возможностямиздоровья;
- организация информационной поддержки Стратегии воспитания с привлечением значимых общероссийских и региональных СМИ; усиление
воспитательного потенциала медиа-образования в образовательных организациях.

V. Ожидаемые результаты

Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации должна обеспечить:
- значимость воспитания в общественном сознании;
- укрепление российской гражданской идентичности, традиционных общенациональных ценностей, устойчивости и сплоченности российского
общества;
- повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление
традиций семейного воспитания;
- развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на координации и консолидации усилий всех ее институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании, эффективных механизмах управления,конкурсного отбора и использования лучшего педагогического опытавоспитательной деятельности;
- доступность для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию
творческих способностей, независимо от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья;
- разработка и успешная реализация федеральных, региональных и муниципальных целевых программ поддержки одаренных детей, создание условийдля развития их способностей в сфере образования, науки, культуры и спорта,независимо от их места жительства, социального положения и финансовыхвозможностей их семей;
- укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;
утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, снижение уровня негативных социальных явлений;
- развитие и поддержка социально-значимых детских, семейных и родительских инициатив, обеспечение преемственности деятельности детских и молодежных общественных объединений;
- повышение эффективности научных исследований в сфере воспитания;
повышение уровня информационной безопасности детей;
- формирование системы осуществления мониторинга и показателей, отражающих эффективность реализации Стратегии.

 

Welcome 200GBP Bonus at Bet365 here.